Известковый щебень
Привет всем предыдущая статье про известняк напомнила мне одну историю на стройке связанную с известковым щебнем в бетоне. Это произошло на одном крупном объекте, где контроль качества стоит на первом месте, кроме технического надзора от заказчика, авторского надзора проектного института еще периодически создавалась комиссия по спорным вопросам о качестве и объемах выполненных работ.
Финансовая ситуация в строительной организации, где я работал, была плохая. Не выделялось достаточно средств для выполнения работ (оплата бетона, покупка расходных стройматериалов, оплаты топлива для техники и т.д.). Кто был в этом виноват, я не знаю наше руководство утверждало, что заказчик задерживает с оплатой, спрашиваешь у представителя заказчиков про деньги они говорят, что во время платят.
Из-за недостаточного финансирования строительной площадки нам не получалось закрывать большие объемы, кроме этого были простои по вине заказчика из-за их правил техники безопасности.
Мы строили эстакаду под трубопровод, которая состояла из фундаментов, металлических колонн, балок. Порядок работ был такой сначала делали фундаменты, по проекту из бетона В25, потом монтировали металлические колонны на анкерные болты, на них устанавливали металлические балки и последняя операция это подливка под базы стоек бетоном марки В30.
Строительство эстакады длилось 1,5 года, установили колон штук 100, но подливку под базу сделали только на 15 колоннах. Под конец года мы решили этот объем работ выполнить и получить за него деньги. Начали не плохо, как положено, заливали бетоном В30.
Бетон В30 имеет марку прочности м400, обладает высокими параметрами прочности, водонепроницаемостью и морозостойкостью. Самое главное в этой истории, что бетон В30 производится только на твердых породах щебня, граните.
Попутно делали фундаменты под металлические площадки или переходы через трубопровод с бетоном В15 марка прочности М200, в нем используют известковый щебень. С предыдущей заливки нам не хватило бетона на несколько колонн, с деньгами было туго. Бетон в30 был дороже в15 на 1500 рублей, плюс доставка. Мы решили долить эти колонны бетоном в15 и я думал, что заказчик об этом не узнает.
Во время подливки базы колонн мы не раз вызывали кураторов для проверки выполненных работ и замечаний не было. По закону подлости эту работу мы выполняли в течение месяца, не считая тех 15 колонн, которые простояли год и никто нам никаких замечаний не предъявлял.
Но как начали подписывать акты и кски, то кураторы начали эту подливку под базы колон рассматривать более тщательно и выявили нарушение, на которое во время работы никто не обратил внимание, ни с нашей стороны, ни со стороны заказчика.
Нарушения было в том, что мы бетон заливали под колонну в уровень с ее опорой, а по проекту она должна быть с уклоном от нее. Кураторы, выявив нарушения, отказались подписывать акты, так как за это их могли лишить премии или уволить с работы.
Пришлось исправлять, все колонны с бетонной подливкой шлифовали с помощью болгарки и алмазной чашкой. После того как прошлифовали 100 колон и придали бетонной подливке уклон, заказчик создал строительную комиссию по приемке выполненных работ.
Мы считали, что вопросов не должно к нам быть и это объем работ должен быть подписан, но снова выявили нарушение. Кто-то из комиссии обратил внимание на шлифованный бетон марки В30 с известковым щебнем, которого быть не должно. Известковый щебень отличается от гранитного тем, что он белый, а гранитный серый. Начали снова разбираться, заказчик засомневался в марке бетона, началась переписка.
Мы начали доказывать, что в подливке уложен проектный бетон они нам, что нет. Доводы, что известковый щебень в этой марке бетона мог появиться из-за остатков в миксере от предыдущего рейса или разгрузки вагонов, в котором возможно перевозили известковый щебень, их не устроили.
В итоге мы не стали доказывать до конца свою «правоту», выдолбили бетон в15 из-под нескольких колонн и залили в30. Вот такая история, как говорят век живи, век учись, теперь я знаю, как отличить марку бетона без всяких испытаний просто посмотрев на его шлифованный участок.
С уважением, Олег Клышко.