Инженер ПТО

Стяжка пола полусухой технологией - до 300 метров идеально ровного пола за 1 день
   

Здравствуйте, многие знают кто такие инженеры ПТО, но мало кто работал в этой должности. У линейщиков (мастеров и прорабов) отношения к ПТО своеобразное по своему опыту скажу, что многие из них считают ПТОшников мало понимающих в стройке и бездельниками.

Почему бездельниками? Когда прораб приходит в штаб строительства за чертежами, журналами и прочей документацией для производства работ, то постоянно видит ПТО сидящих за компьютерами. Что они делают, чем занимаются для многих линейщиков остается загадкой, первая мысль приходит, скорее всего сидят целыми днями в соцсетях. Работа прораба у всех на виду, как он руководит бригадами, переживает за срывы сроков и все видят, как растет объект.

В течение своей трудовой деятельности я второй раз работаю на должности инженера ПТО, свою первую работу мало помню, серьёзно исполниловкой не занимался, но в трудовой есть запись. В этой статье я бы хотел обсудить, что входит в обязанности инженера ПТО, поделюсь своим опытом, о том, как вести исполниловку и в конце статьи предоставлю одну интересную книжку про ПТО.

Перед тем как написать статью я почитал на сайтах по поиску работы, какие требования предъявляют некоторые работодатели к инженерам ПТО. У меня сложилось такое впечатления, что кандидаты на эту должность должны пройти обучение не хуже чем юристы, которые изучают все законы нашего государства.

 

Например, вот одно из требований к кандидату, которое я взял на одном сайте по поиску работы:

«- Умение управлять проектами: отличное знание Microsoft Project (MSP)!!!

- Умение читать чертежи и считать объемы, продвинутый пользователь ПК со знанием AutoCad.

- Составление и проверка сметы проекта

- Согласование стоимости материалов;

- Проверка соответствия спецификации проекту

Знание:

- Законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность строительных организаций.

- Технологию и способы ведения строительных работ.

- Строительные нормы и правила»

Если бы я знал все технологии строительства, умел работать со сметами и знал бы наизусть все законы и СНиПы, то искал работу не инженера ПТО, а минимум руководителя проекта, максимум исполнительным директором, да вообще ушел бы от наемной работы.

Сколько работаю на стройке, ни разу не встречал на этой должности таких универсалов, которые кроме ведения исполнительной документации занимались еще сметами. Знали бы все технологии (обще строй, сварка, вентиляция, электрика и т.д.) и могли бы возразить любому проверяющему из госорганов на их заявки про нарушения на строительной площадки.

На больших строительных объектах отдел ПТО состоит не из одного человека и даже не из одной должности. Отдел ПТО это начальник и инженеры, которые работают с проектами, если организация строит не один объект, а несколько, то и проектов соответственно несколько.

На промышленных объектах кроме получения РД от заказчика чаще всего надо получать и оборудование этим занимается инженер МТО (материально-технический отдел), который обычно так же относиться к ПТО. В обязанности инженера МТО входит обеспечение материалами строительной площадки и передачи ПТО сертификатов и документов о качестве строительных конструкций.

Сметами и их закрытием занимаются сметчики, во многих строительных организациях они не относятся к ПТО. Но если вы работаете на «Роснефти» и им подобным предприятиям, то сметчики без подписания инженерами ПТО исполнительной документации у заказчика, в которых пороверены объемы выполненных работ, не смогут подписать КС2, КС3.

Об этих профессиях потом поговорим, обычно на стройке про инженера ПТО вспоминают, когда уже выполнены какие-то объемы работ и заказчик требует исполнительную документацию, которой у подрядчика нет.

Когда я попадаю на подобные стройки неважно прорабом, начальником участка или как сейчас инженером ПТО, то мне не понятно, почему прорабы, которые обязаны вести исполнительную документацию, кроме стройки ничего не делали и почему от них этого не требовали.

Вернемся ко второму абзацу статьи многим линейщикам ведь кроме стройки некогда заниматься такими делами, как получением от заказчика денег за выполненные работы им главное строить. Я работал с такими прорабами, который не то, что автокад не знают, даже в ворде акт набить не могли. Задаешь им вопрос, почему не делаешь акты или не заполняешь журналы, а они в ответ этим должны заниматься ПТО, у меня задачи поважней.

Так вот стройка идет, а исполниловки нет, в какой-то момент руководитель проекта вспоминает про исполниловку, что она не делается и не подписывается. Кроме всего этого заказчик требует ППРы, тех карты, а здесь еще и проверки от ГАСНа или Ростехнадзора. Тогда быстро начинают искать инженера ПТО, который должен все знать в строительстве, законодательстве и вырулить сложившуюся ситуацию на объекте.

В чем заключается работа ПТО? Если коротко, то получение от заказчика и передача строительной площадки рабочей документации (РД) и сдача исполнительной документации заказчику.

А если подробно, то в обязанности отдела ПТО входит такая работа как комплектация разрешительной документации, формирование организационно-технологической документации, ведение исполнительно-технической документации, формирование сметной и текущей документация.

Комплектация разрешительной документации

Перед тем как приступить к работам на объекте в тех задание или договоре прописываются, какие у организации должны быть документы, сколько должно быть инженерно-технического состава с какими допусками, какие рабочие (сварщики, монтажник, электрики и т.д.) должны выполнять данный вид работ.

Инженер ПТО перед началом работ обязан собрать всю разрешительную документацию (СРО, НАКС, сейчас без инженеров, зарегистрированных в Национальном реестре специалистов, не сдать исполниловку, копии квалификационных удостоверений инженерно-технических работников и рабочих, и т.д.), сложить в папку, сделать реестр и показать заказчику.

От заказчика получаем приказы на ответственных лиц, РД (проекты, заполненный и прошитый общий журнал работ, акты разрешения на строительство, акт передачи строительной площадки, акты передачи геодезических отметок). На стройку передаем проект, который заказчик должен выдать в двух экземплярах, один остается в ПТО. Акты приема и передачи проектов складываем в папку для формирования исполнительной документации.

На многих промышленных объектах перед началом работ необходимо оформлять различные наряды (на огневые работы, земляные, высотные и т.д.) этим ПТО не занимается. Оформлением и подписанием нарядов занимаются прорабы или бригадиры. Так же инструктажем рабочих и заполнения журнала по технике безопасности занимается инженер по ТБ.

Журнал общих работ и спец журналы должны заполнять прорабы, но в последнее время этим занимается ПТО. Работая прорабом на различных объектах, всегда заполнял его сам или ежедневно предоставлял информацию о проделанной работе инженеру ПТО. Бывает так, что ведут два журнала один черновик, который ведет прораб или мастер на участке и чистовик, который переписывается в ПТО и предоставляется при проверке инспекторам.

Не раз попадал на такие объекты, где стройка шла несколько месяцев, а журнал общих работ даже не начинали вести, приходилось все даты восстанавливать. Обычно вспоминали о журнале общих работ на стадии изготовления фундаментов. По паспортам качества бетонной смеси от бетонного завода можно восстановить ход строительства стройки и сделать соответствующие записи в ЖОР.

Организационно-технологическая документация

Многие руководители считают, что сформированный отдел ПТО, обязан разрабатывать ППРы ко всем проектам. Здесь можно ответить и да и нет. Про ППР я писал в этой статье, когда проект не сложный и на стройплощадке есть, где развернуться кранам, то ППР можно и самим сделать для предъявления его заказчику.

На промышленных объектах, работы проходит в стесненный условиях, где необходимо рассчитать, подобрать и расставить краны, расписать всю технологию монтажа КМ, трубопроводов или монтажа промышленного оборудования, кроме этого надо показать технико-экономические показатели, то инженер ПТО которого взяли, чтоб он занимался исполнительной документацией это не сделает.

ППР с ПС (проект производства работ подъемными сооружениями, вместо ППРк как раньше называли) может делать только специалист, обученный в области промышленной безопасности и знающий ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС» (п. 160 ФНП на ПС следует, что ППР выполняется на все виды работ, в том числе и на работы выполняемые ПС — все в одном).

Я считаю, что после заключения договора руководителю проекта необходимо сразу нанимать специализированную организацию для разработки ППР. Чтоб потом не возникало вопросов у тех же прорабов или начальников участков, как и кем надо делать тот или иной вид работ, а сам руководитель понимал, каких специалистов и в каком количестве надо искать и нанимать на определенном этапе строительства и какую технику (краны, автовышки, экскаваторы) надо иметь.

Ведение исполнительно-технической документации

Формирование и подписание актов скрытых работ, ответственных конструкций, актов входного контроля, заполнение или отслеживание за ведение журналов на стройплощадке, сбор сертификатов и паспортов на материалы и изделия применяемых в строительстве все это входит в обязанности ПТО.

В принципе это не сложно, когда есть обратная связь со стройплощадкой и тебе ежедневно предоставляют информацию о проделанной работе, то и акты делаются и подписываются сразу после выполнения работ.

А когда такой информации нет, допустим, начальник участка или прораб считает, что самая главная работа у них, а остальные должны под них подстраиваться и в их обязанности не входит отчитываться перед ПТОшниками о том, что они делают, тогда все плохо.

Инженер ПТО, если не находит рычаги давления на таких умников через вышестоящее руководство (обычно заставляют), придется самим ходить на стройку и вести свою таблицу о ходе выполнения строительных работ.

Если прораб забыл или вообще не знает, что надо делать бетонные кубики с каждой заливки бетонных конструкций для проверки прочности бетона или надо вызывать представителей лаборатории для проверки сварных швов после монтажа металлоконструкций, то надо оповещать об этом руководителя проекта.

Если и вы упустите эти моменты, то потом будут проблемы с подписанием актов ответственных конструкций или заставят, например, долбить бетон, чтоб проверить в нем замоналиченный сварной шов какой-нибудь металлической конструкции.

Если есть геодезист с самого начала строительства, то это большое облегчение для ПТО, так как все исполнительные схемы к актам скрытых работ должен делать, подписывать у заказчика он. Что делать, если нет геодезиста? То все, что можно начертить без геодезической съемки чертим сами, если нужна съемка, то обращаемся к геодезисту заказчика и договариваемся.

Формирование сметной документации

Как выше было сказано сметчики это отдельный отдел и работают они после подписания объемов выполненных работ инженерами ПТО. На многих объектах по договоренности между руководителями организаций сметчики подписывают кски без исполнительной документации.

И получается такая картина, прораб строит, сметчики подписывают счета за выполненные работы по договоренности, а исполниловку никто не делает. Через какое то время наступает бардак не понятно какие объемы заказчик оплатил и не понятно, какие объемы сделал прораб на стройке.

Например, на «Роснефти» (атомных электростанциях и других подобных организациях) к 20 числу каждого месяца инженеры ПТО, строительной организации, должны подписать исполнительную документацию по выполненным работ за прошедший месяц, чтоб сметчики на основании их исполниловки подписали к 25 числу кски и организация получила бы деньги.

Текущая документация

В идеале инженер ПТО должен знать весь проект, владеть информацией о ходе строительства и сдачи выполненных работ, чтоб в любой момент мог ответить на какой стадии строительства находиться проект, что сдали, а что не можем сдать и по каким причинам.

Чтоб не запутаться в этой бумажной волоките необходимо заводить папки под переписку с подрядчиками, заказчиками, иметь всегда под рукой ТЗ (техническое задание), под каждый проект завести папки для актов, вести реестр исполнительной документации. В электроном виде, каждый день заполнять таблицы о проделанных работах, чем больше таблиц, тем лучше.

Старайтесь каждый акт подписанный заказчиком сохранять, так как обычно в начале стройка идет гладко и заказчик все подписывает и много чего просит сделать на словах, а когда начинаются проблемы с финансированием или банкротством подрядчика, то заказчик забывает о том, что обещал и тогда подымается вся переписка и акты.

И в заключение до создания блога прораба мне попалась в интернете книжка «Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации (Пособие молодой канцелярской крысы на объекте версия 6.0)» в ней очень много полезной информации для птошников. Кто автор не знаю, но думаю если бы он вел блог и писал о своей трудовой деятельности, то пользовался бы большой популярностью.

В пособие автор рассказывает кто такие ПТОшники и как они появились на стройке, какие отношения должны быть между линейщиками и инженерами ПТО, как должна сдаваться исполниловка и многое другое .

В заключение видеоролик про смеющегося итальянца, озвучка про работу ПТО на севере.

Буду рад вашим комментариям и дополнениям к статье инженер пто.

С уважением Олег Клышко